Кормильцы семей: как таджикские дети вынуждены зарабатывать на жизнь
Тысячи детей по всему Таджикистану вынуждены зарабатывать на жизнь себе и своим семьям. Их отцы батрачат в России, они – здесь, и порой, в тяжелейших условиях.
Раннее утро. На улице моросящий дождь. Вдоль дороги, не обращая внимания на брызги воды и грязи от колес проезжающих мимо машин, идёт мальчик лет 11-12. Время от времени он перекидывает свою старенькую спортивную сумку, с одного плеча на другое. Такое впечатление, что мальчик несет тяжелые гантели. Наконец он дошел до рынка, именуемого в народе как «Аджинабозор» (Бесовский рынок). Сюда каждое утро дехкане привозят свой урожай, перекупщики покупают у них товар оптом, и затем перепродают. Все это происходит шумно, второпях.
Подойдя до продавца картофелем, мальчик открывает сумку, и вытаскивает оттуда баклажку с чаем.
- Ака, купите чай, - умоляющим голосом просит он.
Продавец берет баклажку в руки, и затем возвращает её обратно мальчику:
- Чай у тебя остыл, не мог принести в термосе
Когда мы решили поговорить с мальчиком, он сначала испугался и попытался скрыться в толпе. Но затем, поняв, что мы не хотим ему ничего плохого, решил рассказать о себе.
Фирдавс (имя изменено) живет в районе бывшей «Химчистки». Отец после нескольких лет работы на стройках России серьезно заболел и был вынужден вернуться на родину. Долго лечился, сейчас работает охранником. Мать – официантка в столовой. Старшая в семье сестра Фирдавса, уже вышла замуж. Теперь, когда родители на работе, старшим в доме остается Фирдавс. Помимо него в семье ещё трое детей, два мальчика и одна девочка.
- Школьников нас двое. Младшие ходили в садик, но родители не смогли оплатить, и сейчас они сидят дома.
Денег семье, по словам Фирдавса, не хватает всегда.
- Деньги, которые получают родители, в основном уходят на еду, оплату за свет, воду, мусор. А нам ведь ещё одеваться надо, в школе каждый день требуют денег на книги, «мохона» (ежемесячная оплата за школу), и много ещё для чего.
- А когда начал продавать чай
- Пробовал приносить чай в термосах, но так не выгодно, - жалуется мальчик. - Как его потом раздавать? А слишком горячий чай наливать в баклажку тоже не получится. Приходится немного подождать. Затем обматываю баклажки махровым полотенцем и бегу на базар. Сейчас зарабатываю немного, 5-6 сомони в день. Ну, хоть что-то. Вот на днях купил сестренке свитер, розовый, с цветочками. Она довольная, гуляет во дворе и подружкам рассказывает, что это брат ей купил. Ей тепло, и мне приятно…
http://today.tj/obschestvo/20619-kormilcy-semey-kak-tadzhikskie-deti-vynuzhdeny-zarabatyvat-na-zhizn.html